ОГРОМНАЯ ПОТЕРЯ

9 августа на 81-м году жизни скончался театральный режиссер Петр Фоменко.
Сегодня, меньше чем через месяц после своего 80-летнего юбилея, умер театральный режиссер Петр Фоменко. И это тот редкий случай, когда простая фраза «Он умер» звучит так страшно и порождает такую бездну смыслов, что все рассуждения кажутся лишними. Но и тот, когда молчать нельзя.
Прежде чем описывать его достижения и говорить о его значении для русского театра, фактом истории которого он вдруг теперь стал, хочется сказать, возможно, самое главное.
В театральной среде, среди вечных споров и интриг, последние 20 лет Фоменко был, кажется, вообще единственным абсолютным авторитетом.

Конечно, не все разделяли восторги в отношении его театра, кто-то мог его недолюбливать, но вряд ли можно найти хотя бы одного человека, у которого он не вызывал бы уважения. Фоменко обладал невероятным обаянием, распространявшимся и на его спектакли, и на его театр. Обаянием своеобразного русского денди, советского интеллигента, в чем-то наследующего интеллигентам дореволюционным. Глядящего на мир с печальной иронией и сплачивающего вокруг себя людей своим азартом к жизни. Не только труппу, но и всех, кто когда-либо слышал его фамилию. В этом отношении Фоменко был у нас последним – даже не «одним из последних». И вряд ли кто-то придет ему на смену.
XXI век не терпит людей таких масштабов и такого безусловного признания. Те же из них, кто успел с этим веком встретиться, уходят безвозвратно.
Петр Фоменко, родившийся в 1932 году, в 1955-м окончил филологический факультет Московского педагогического института имени Ленина. Одновременно с ним там учились будущие барды Юлий Ким, Юрий Визбор, писатель Юрий Коваль, поэт Юрий Ряшенцев. Все они тесно общались между собой, дружбу с Кимом режиссер сохранил на всю жизнь. Они были из первого потока шестидесятников – и дух студенческого озорства в сочетании с поэтическим устремлением к свободе из них так никогда и не выветрился.
Уже через год после выпуска Фоменко поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет. Его педагогами были ученик Мейерхольда Николай Охлопков и не очень известный на тот момент режиссер Андрей Гончаров, впоследствии более 40 лет руководивший Театром имени Маяковского. Свои первые спектакли Фоменко ставил в Москве – Центральном детском театре (теперь РАМТ), Театре на Малой Бронной, Студии МГУ, Театре на Таганке. На Таганке он также участвовал как второй режиссер в работе над «Антимирами» и «Павшими и живыми» – одними из самых знаменитых спектаклей Любимова. Самой громкой его постановкой того периода стала «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина.
Образ страны-застенка в спектакле был показан столь явно, что он очень быстро был снят с репертуара.
Потом были годы работы в Ленинграде, где Фоменко много ставил в Театре Комедии, который несколько лет возглавлял. Среди его спектаклей – «Этот милый старый дом» по Алексею Арбузову, «Троянской войны не будет» Жана Жироду, «Старый новый год» Михаила Рощина. Также в то время он активно работал на телевидении и в кино, создав целую серию телеспектаклей по Пушкину и Толстому, сняв несколько фильмов («На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле»). Среди участников его картин – Валентин Гафт, Маргарита Терехова, Людмила Максакова, Валерий Золотухин.
В 80-е годы Фоменко вернулся в Москву. В Театре Маяковского он поставил «Плоды просвещения» Толстого, в Театре Вахтангова – «Дело» Сухово-Кобылина; потом был снискавший огромный успех «Калигула» в Театре Моссовета с Олегом Меньшиковым в главной роли.
Однако в театрах он теперь работал не очень много: основным его занятием стала педагогика.
Преподавать в ГИТИСе Фоменко начал в 1981 году по приглашению своего учителя Гончарова, а несколько лет спустя набрал свой первый курс. Он выпустил десятки актеров и режиссеров: от Галины Тюниной до Евгения Цыганова, от Сергея Женовача до Миндаугаса Карбаускиса. И именно там создал свое главное детище – театр «Мастерская Петра Фоменко».
Спектакли курса Фоменко, поставленные им со своими студентами в тесной 39-й аудитории режиссерского факультета ГИТИСа, быстро сделались главными событиями перестроечной театральной Москвы. В разорванное время, когда терялись все ориентиры, надежды мгновенно всходили и сразу лишались почвы, а кошельки были пустыми, нежные, радостные, жизнелюбивые спектакли Фоменко и его учеников казались настоящим чудом. Они вырастали из той эпохи, но единственно для того, чтобы себя ей противопоставить. Главное, однако, даже не в этом.
Фоменко – один из лишь нескольких режиссеров за последние 40 лет, в полной мере создавший свою школу.
Школу как развернутое понятие, не только театральный метод, но и образ жизни. Распространившийся не на одних лишь его учеников, а на всех, кто был им сопричастен и смотрел их спектакли.
Судьба Фоменко – один из редчайших во всей истории искусства случаев, когда художник достигает наивысшего расцвета в пожилом возрасте, в последние десятилетия своей жизни.
Фоменко открыл свой театр, когда ему был 61 год, но по духу эта труппа до сих пор одна из самых молодых в стране. Лучшие его спектакли дышат неуловимой тайной жизни, сквозь них струится сумрачный свет, который не дает потеряться в глухом заросшем лесу. «Волки и овцы», «Три сестры», «Одна абсолютно счастливая деревня», толстовские «Семейное счастье» и «Война и мир. Начало романа» – все эти спектакли, еще идущие, уже вошли в историю театра и не будут забыты.
Последние постановки Фоменко оказались непривычно мрачными – наверное, можно сказать, что он шел к трагедии (и работал он в том числе над так и не вышедшим «Борисом Годуновым). В «Бесприданнице» Лариса Полины Агуреевой противопоставляется царству настолько сонному, что в нем нет вообще ни одного живого человека, – и, умерев, превращается в куклу, которую бессмысленно тащит за собой карикатурный Карандышев. В «Триптихе» по Пушкину Фоменко сначала как бы пародирует стереотипный образ своего театра: в «Графе Нулине» ирония становится мрачноватой и доходит почти до цинизма. А затем, в остальных частях спектакля, «Каменном госте» и «Сценах из «Фауста»», он в прямом смысле погружается в ад. Восторженные грешники-идеалисты Дон Гуан и Фауст гибнут, но погребают за собой весь мир. Финальные слова – «Все утопить», вслед за которыми гигантский полог черной волной накрывает головы зрителей.
Сейчас уже ясно, что «Триптих» оказался последним мощным высказыванием Фоменко – и самой страшной из его постановок.
Конечно, все понимали, что Петр Наумович не вечен, и знали, что последние годы он тяжело болел. Но, как всегда это бывает, не могли поверить, что он уйдет вот «прямо сейчас», надеясь на несколько лет или даже десятилетий. Но точка поставлена. И это момент, когда пафосные слова «Театр сиротеет» вдруг обретают истинный смысл.
Сиротеет его труппа, по-настоящему обезглавленная – и театр, по мнению многих приближавшийся к кризису, рискует потерять все, что у него было.

Важно, чтобы хватило сил и таланта у тех, кто поведет эту труппу дальше, важно, чтобы не упали духом актеры,
важно, чтобы смогли преодолеть свою потерю и сохранить главное из того, чему их научил мастер, – умение радоваться жизни.

Сиротеет и весь наш театр: Фоменко был, наверное, последним режиссером своего поколения, до сих пор в полной мере сохранявшим творческую форму.
Театральный критик Павел Руднев сегодня вспоминает приснившийся Фоменко замысел спектакля, о котором тот ему рассказывал. «Пир во время чумы» Пушкина. «За длинным столом сидят герои пьесы, и по мере действия кто-то из них умирает. Просто откидывается назад. И тут же этот ряд плотнее друг к другу примыкает, чтобы заполнить пустоту». Сейчас – надо примкнуть, надо сплотиться вокруг его смерти, как вокруг его жизни. Не дать хаосу завладеть нами.
Опубликован:10 Августа 2012 16:43
Просмотры:2178 статистика
Комментарии:5
Популярность:26
Автор:

Комментарии
Комментарии
Для театра-это великая потеря.Светлая память Петру Наумовичу!
Светлая память Петру Наумовичу!
Надеюсь Женовач справится, он хороший режиссер.
Согласен. Но, увы...не вижу пока достойной замены или альтернативы ему.
Да, потеря велика, это правда! Лучший театр россии потерял своего создателя. Дай бог чтобы хотя бы его театр нам остался, не закончился. Я думаю, этого он хотел бы больше всего.
. RSS комментарии блога

Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?

© ACMODASI, 2010- 2024

Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.