Школа актёрского мастерства. Система Михаила Чехова.

 Техника актёра по методике Михаила Чехова в настоящее время пока ещё не полагается в основу актёрского образования театральных ВУЗов: ни в России, ни за рубежом. Но чеховская школа уже не может не влиять на ведущих преподавателей актёрского мастерства лучших театральных вузов различных стран. Чеховскую систему уже несколько десятилетий изучают и используют на практике лучшие актёры мира (по их же личному признанию). К сожалению, около ста лет тому назад Советская Россия практически отказалась от гениального актёра, режиссёра и театрального педагога. Великий мастер сцены и экрана, любимый и лучший ученик Станиславского, оказался по своим способностям и устремлениям слишком изысканным, глубоким, духовным для "синеблузного" революционного театра и кино 1920-х годов, для всей агитационно-пропагандистской марксистко-ленинской культуры того времени. Для своей родины его уникальный талант на практике оказался не очень востребован и нужен. В середине 20-го века даже само его имя - Михаил Чехов - сознательно замалчивалось как что-то значительное в русской и советской культуре до тех пор, пока СССР существовал как государство.  А в мире тем временем уже сформировалась и развивается Международная Ассоциация Михаила Чехова (MICHA, Нью-Йорк), аккумулирующая и включающая в себя актёрские студии из разных городов и стран мира, где  передаётся практический опыт, который тянется  от непосредственных учеников, лично занимавшихся у мастера при его жизни за рубежом. Актёры разных школ, форм и направлений совершенствуются в актёрских студиях с помощью сложившихся преподавателей по системе Михаила Чехова, ещё более поднимая, углубляя и расширяя своё профессиональное мастерство. Недавно начали выходить в свет и на русском языке труды М. Чехова или о М. Чехове в эмиграции, которые в течение нескольких десятилетий уже издавались и продолжают издаваться на других языках.

Опубликован:22 Июня 2013 00:40
Просмотры:17262 статистика
Комментарии:42
Популярность:214
Автор:

Комментарии
Комментарии
Хотел бы обратить внимание на то что Михаил Чехов сам был учеником Не только Станиславского ,но и основателя антропософии Рудольфа Штайнера .Работы Штайнера многое разьясняют в учении М.Чехова.Опираясь на духовные знания, Штайнер вскрывает смысл и назначение искусства и освещает такие его аспекты, как драма, актёрское мастерство, декламация и искусство речи. Он также ввёл совершенно новый вид искусства - искусство движения и жеста эвритмию, которую называют также "видимой речью" и "видимой музыкой".
Да, он внимательно изучал Штайнера ещё в России, но не только. Впоследствии он также глубоко изучал и религию. И вообще Михаил Чехов сам по себе, если так можно выразится - практическая философия. Его даже в бытовых ролях практически всегда интересовали вечные темы, хотя увлечённый зритель об этом мог и не догадываться.

Так говорил один из учеников Чехова Херд Хэтфилд: “Чехов, между тем, никогда не говорил о духовных основах своего творчества. Духовная сила, которую Чехов сообщал своим ученикам, позволяла быть более уверенным, незамкнутым. Чехов учил нас: чем больше энергии ты отдаешь в пространство - своей работе, людям, тем больше ее у тебя появляется, она возрождается”.
Цитируется из реферата о Михаиле Чехове (автор Светлана Фишер - 2004 г.):
http://www.referat.ru/referats/view/18300

Также среди непосредственных учеников Михаила Чехова были: Грегори Пек, Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес... и многие другие голливудские звёзды.
Интересно как...СЦЕНИЧЕСКАЯ ЭВРИТМИЯР.Штейнером, а затем и самими эвритмистами было создано много форм, как к музыкальным произведениям, так и к поэтическим. Также было создано целое направление драматической эвритмии, когда эвритмия используется в драматических произведениях самостоятельно или наряду с игрой драматических артистов. Большое внимание всегда уделялось цветам костюмов, о выборе которых свои указания оставил Р.Штейнер. Обычно – это длинное шелковое платье и “шляер” или вуаль из тонкого шелка, которая позволяет увидеть отголосок движения, того самого “воздушного жеста”. Иначе еще движение шляера называется “чувством”, поскольку именно в характере этого движения становятся видимыми тончайшие душевные нюансы движений эвритмиста в целом. Также большое значение в эвритмических выступлениях играет освещение, которое падает на фигуры эвритмистов и синий занавес в глубине сцены, перед которым они выступают, создавая новые цвета и эффеты движений. Р.Штейнер всегда обращал внимание эвритмистов на то, что не обязательно все выступления должны быть очень серьезными. Ни одно выступление при его жизни не проходило без юмористических номеров.
Уважаю М.Чехова .Могу предоствить место для встречи по орг.вопросам.Ст.метро Октябрьское поле .
Да, хорошо, если бы в Москве где-то была организована, если не актёрская студия, то хотя бы некая регулярная актёрская лаборатория по Михаилу Чехову.
https://www.facebook.com/groups/350829875027635/397916523652303/?notif_t=group_activity
Вот такое объявление
Всем спасибо за поддержку...
Но! Кто поможет создать инициативную группу по всем Чеховским вопросам:
1.Новый сайт - www.mihail-chehov.ru ( Клуб )
2.Установка мемориальной доски Михаила Чехову в Москве к его 125-летию.
3.Открытие курса по "Технике актера Михаила Чехова".
Кто в детстве когда-нибудь играл в лазанье по большим толстым деревьям?

Систему Михаила Чехова не следует рассматривать отдельно от системы Станиславского, ибо она выросла из системы Станиславского как крона дерева из его ствола и они разнятся между собой только в верхушке. Корнями системы Станиславского можно взрастить древо роли (актёрского мастерства) и по толстым ветвям подниматься над землёй (над собой), чтобы с толстых ветвей древа актёру иметь возможность видеть всё вокруг объёмней в целом, а корнями системы Михаила Чехова можно укрепить, утолщить крону этого же древа, чтобы актёру иметь возможность забираться на выращенную крону ещё выше и, при этом, безопасней для себя.
Комментарий был удалён.
Не совсем так. В мире есть разные признанные специалисты (не только Трэвис) в области повышения актёрского мастерства, которые пропускают через себя то, что постигнуто кем-то ранее и постигается кем-то параллельно, а потом аккумулируют всё и выдают это через свою призму. Надо учиться у всех и везде, у кого и где есть чему учиться. Я видел с Трэвисом интервью, в котором он говорил, что больше работает с режиссёрами, чем с актёрами, чтобы режиссёрам на площадке уметь от уже сложившихся профессиональных актёров легче и быстрей добиваться желаемого результата в своих проектах.
Точно, именно с режиссерами в основном работает Тревис, он является признаным во всем мире режиссером режиссеров!
Комментарий был удалён.
Комментарий был удалён.
"...Поздно доктор, я умер)))..."Что поздно, Егор? Лечиться или учиться?
Комментарий был удалён.
Учиться Егор нужно у все, кто рядом. Я учусь у тебя, у Андрея, у Тревиса и у Чехова
меняться)))
Михаил Чехов - Уроки для профессионального актёра
(изд. в 2011 г. на русском языке, издательство ГИТИС):
http://monologi.jimdo.com/книги/актерское-мастерство/чехов/
Анатолий Смелянский - цикл из 9 лекций на телеканале "Культура":
Михаил Чехов. Чувство целого
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/31993/video_id/249119/viewtype/picture
Ходила в школу актерского мастерства "Образ"(для жизни и для сцены)руков. Базаров. У него все по Чехову. Первый урок бесплатно.Понравилось очень.
Да, Светлана. Вот даже ролик есть, где Сергей Базаров на вечере, посвящённом Михаилу Чехову, говорит о значении М. Чехова:

или ролик, где Сергей Базаров говорит вступительное слово об актёрской школе "Образ":
http://www.teatr-obraz.ru/page/kursy-akterskogo-masterstva-dlya-zhizni-i-stseny

"...Ходила в школу актерского мастерства "Образ"(для жизни и для сцены)руков. Базаров. У него все по Чехову. Первый урок бесплатно.Понравилось очень..."

А платно туда не хотите ходить, раз понравилось? Наверное, хорошее дело ("Образ") организовал Сергей Базаров. Но, знаете, Светлана, это-то название школы (для жизни и сцены) меня пока немного и отталкивает, чтобы самому пойти туда на занятия. Потому что я - профессиональный актёр. И мне бы очень хотелось записаться куда-нибудь на курс практических занятий по М. Чехову, на практический тренинг по М. Чехову (особенно к кому-нибудь, кто как-то непосредственно был связан с М. Чеховым или с личными учениками М. Чехова при жизни). Потому что в ГИТИСе нам мастера о М. Чехове, конечно, кое-что по тихому рассказывали и показывали в разроненном виде, но практического системного хотя бы короткого курса, к сожалению, не было. Я, как и многие профессиональные актёры, кто хотел - знакомился с М. Чеховым в основном лишь по книгам.

И не обязательно мне ходить на такие возможные практические занятия по М. Чехову - бесплатно. Я готов и заплатить за уроки по системе М. Чехова, если это реальные уроки для профессионального актёра. Но меня лично как профессионального актёра для этого привлекло бы название - не "Школа актёрского мастерства для жизни и сцены" (по М. Чехову) - а, скажем, - "Школа актёрского мастерства для сцены и экрана" (по М. Чехову). Но таких конкретных названий практических курсов или тренингов я на сайте Театра-Школы "Образ" не обнаружил. Кто знает, может, я и не прав в этих рассуждениях?.. Но большое спасибо Театру-Школе "Образ" и Сергею Базарову уже за то, что при их поддержке создан ресурс, объединяющий всю возможную информацию о М. Чехове на русском языке: http://www.mihail-chehov.ru

Хорошо бы на этот ресурс как-то обратила внимание Международная Ассоциация Михаила Чехова, и, может быть, если не включила этот ресурс в Ассоциацию, то хотя бы чем-то помогла нам здесь. Ведь мы в отличие от США и западноевропейских стран пока беднее в наличии теоретических и практических материалов по системе Михаила Чехова. А ведь мы тоже имеем на неё законное моральное право хотя бы ввиду того, что М. Чехов родился и стал мастером сцены именно в нашей стране. Но, если заграница нам не поможет, то, значит, мы должны помочь себе сами и даже преумножить то, что оставлено нам М. Чеховым в наследство. Прежде всего разными возможными способами изучать М. Чехова и рассказывать о М. Чехове особенно всем тем, кто избрал для себя профессию актёра.
Москва Михаила Чехова. Становление мастера (док. фильм создан при поддержке Театра-Школы "Образ"):
О Михаиле Чехове надо говорить больше. Это нужно каждому из нас в России: и актёрам, и просто гражданам. Гениальный соотечественник внёс вклад, даже прорыв в мировую школу актёрского и режиссёрского мастерства, а о нём ещё не очень-то многие знают в нашей стране - на родине великого артиста. Подумать только: за рубежом существует постоянно действующая Международная Ассоциация Михаила Чехова, которая помогает актёрам всего мира совершенствоваться в своём мастерстве! А у нас не то что какой-то постоянной актёрской студии или лаборатории Михаила Чехова нет - у нас даже музея его нет, да что там музея - даже доски мемориальной ещё нет! Какой тут вывод можно сделать? Этим самым забвением мы, живущие в России, не уважаем и духовно обкрадываем самих себя.
на семинаре Труби разговаривала с одним из студентов . Он рассказал, что книгу Михаила Чехова ему дал тренер по дзюдо, чтобы он мог лучше бороться на тотами, чтобы сразу видел в чем слабость противника...
Это говорит о том, что система Михаила Чехова уникальна и универсальна. С ней также рекомендуют знакомиться профессиональные психологи и используют её в своей практике.
Думаю, что по сути есть некий план по созданию этого мира и по его существованию одновременно для такого множества субъектов, и есть проводники знаний об этом. Михаил Чехов смог сформулировать их для других и продемонстрировать как этим пользоваться в актерском мастерстве. Но вся наша жизнь игра, и играем мы для одно единственного зрителя, сценариста и режиссера одновременно, для той единой силы и источника всех нас, которую принято чаще всего называть Богом. Может я сложновато выражаю сейчас свою мысль, но надеюсь хоть кто-то прочувствует о чем это я...
Да, конечно: "Весь мир - театр, и люди в нём актёры..." (Шекспир)Но это уже несколько другая тема.
Почему другая? Михаил Чехов расширял границы восприятия, развивал воображение у людей склонных к создаванию образов самих себя, раскрывал секрет повседневной жизни практически... У каждого из нас, я уже писала об этом есть образы самого себя, которые в той или иной мере проработаны еще в детстве, в пору начала участия в социальных играх. Если начать изучать самого себя подробно, глубоко, трезво, как бы со стороны, то можно обнаружить все эти образы. Если их проработать так, что они будут равны по силе тому, что мы называем "я такой, какой есть", то каждый из сделавших это станет равным Михаилу Чехову, у каждого будет своя система создания масок, костюмов и способ переодевания их.Смотрю сейчас видео и после интервью с Джоанной Мерлин еще больше в этом убедилась.Я многие годы выслеживаю саму себя на предмет этих образов (или персонажей), пожалуй пришло время их привести в состояние равных образу самой себя "настоящей")))))
Михаил Чехов сам признавался, что его система только на 20% непосредственно его, а на 80% основана на других (60% на Станиславском). То что каждый может достигнуть уровня мастерства Чехова, этого и сам Чехов не отрицал. Дело только в природных данных и в упорстве обучения. То есть разница лишь во времени обучения, через которое может это произойти у того или иного актёра.

Михаил Чехов (из книги "Уроки для профессионального актёра"):
"Способ развития нашей природы требует времени. Необходимо потратить определённое время и усилие, чтобы обучить себя. Но после такого периода обучения, который может быть длительным, мы поймём, что это настоящая экономия времени. В нашей профессии, когда бывает нужно поставить пьесу за четыре недели, обучение могут счесть пустой тратой времени. Может казаться, что если оно занимает годы, значит что-то идёт неправильно. Неправильно только если мы считаем, что обучение бесконечно. Да, это долгий процесс, но когда он завершён, это колоссальная экономия времени. Когда вы можете смеяться, плакать, петь и радоваться в одно и то же время - когда вы натренировали своё воображение так, что вы видите всего "Отелло" сразу, - это настоящая экономия времени.
Если мы сможем вынуть руки из карманов в первые две недели, преодолев стеснение, мы увидим, что наши руки могут служить средством выразительности. Если мы будем свободно двигать руками "из нашего центра", а не из суставов и внутренне освободимся, тогда мы можем говорить об экономии времени. Когда после долгого обучения всё окажется на месте, тогда я поверю, что спектакль можно подготовить даже за две недели."
Иринка, ты молодец. Хорошие актеры -учатся всегда. Например, Чуплан Хаматова.
Почему только актеры? Каждый человек учится постоянно, вот только не каждый уроки осознают и материал запоминают и на практике применяют)))
Андрей, у нас в стране уже 10 лет учат по этой системе. Если вы серьезно интересуетесь - дайте знать. Напишу вам в личку.
Ладно, Ольга. Напишу вопрос в личку. Только почему из этого нынче делать "секрет"? Понимаю, если бы кто из обучающихся актёров у нас интересовался Михаилом Чеховым в советское время: была, возможно, опасность, что вызовут в партком, обком, райком...
Американский ликбез. Михаил Чехов - часть 1

Американский ликбез. Михаил Чехов - часть 2
Андрей, не устаю Вами восхищаться, вдумчивостью, образованием и основательностью подхода к профессии актера... Вы столько знаете об этой профессии, что могли бы преподавать теорию и практику в театральных школах!
Спасибо, конечно, Ирина... Но я знаю и сознаю в себе как плюсы, так и минусы. Надо всегда быть открытым и объективным для развития и не стесняться признаваться в том, если чего-то ещё не понимаешь или не освоил.

Если мастеров сцены сравнивать с лётчиками-испытателями, то Михаила Чехова я бы назвал "Гагариным", который первым в мире вышел в открытый космос, а потом всю оставшуюся жизнь пытался систематизировать обучение актёрской профессии и доступным языком донести до других это так, чтобы то же самое было подвласно и возможно и другим "лётчикам-испытателям" на сцене. То есть то, что он говорил, то, чему учил - вовсе не отрицает созданное и постигнутое в актёрской профессии до него - но, напротив, обобщает всё лучшее и поднимает на новую высоту. Конечно же, после "Гагарина" в открытом космосе постепенно появляются и другие "космонавты", из которых каждый даже может быть по своему прав, но опыт первого всегда бесценно вдохновляющ.
Все мы учимся...
чему-нибудь и как-нибудь)))) Я вот сейчас учусь сценарии блокбастера писать.
Вот поэтому, выйдя из хорошего театрального Вуза, я продолжаю учиться, искать и добирать то, что мы недополучили, и то, что так ценится во всем актерском зарубежном мире....
А вот и есть
Ольга, если есть у нас такие практические знатоки системы Чехова, которые способны передавать свой опыт другим актёрам - это здорово. Я что-то пока не знаю. Может, подскажите кто и где? А если даже и нет у нас таковых, то, как говорится - помоги себе сам.

Алекс, насчёт русской ассоциации не знаю, а для начала что-то типа актёрской лаборатории по системе М. Чехова актёры вполне могут сообща организовать, если захотят, чтобы как-то совместно практиковаться хотя бы по существующим книгам - тоже неплохо для начала.
Я так понимаю можно уже свою русскую ассоциацию начинать собирать, только у нас нет его прямых учеников или учеников его прямых учеников(((
Ооо... Наконец-то! Я рада видеть этот блог...
. RSS комментарии блога

Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?

© ACMODASI, 2010- 2024

Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.