Школа актёрского мастерства. Система Николая Демидова.

О К. С. Станиславском и М. А. Чехове уже знают многие из тех, кто изучает и преподаёт актёрское мастерство и у нас, и за рубежом. Гораздо менее известно пока имя гениального театрального педагога Николая Васильевича Демидова (годы жизни 1884-1953).

Он окончил с блеском медицинский факультет Московского Университета, был модным и удачливым врачом, но, как следует из автобиографии самого Н. В. Демидова: "...с 1919 года по настоянию К. С. Станиславского я перешел на театр окончательно и целиком..."

Студент-медик Николай Демидов был приглашён Станиславским к себе в дом в качестве гувернёра для физического и нравственного воспитания своего юного сына Игоря. Так начиналось их сближение. Общаясь с Константином Сергеевичем, Николай Васильевич мало-помалу увлёкся проблемами театрального искусства, и тем самым заинтересовал Станиславского до того, чтобы поручить Демидову некоторую помощь в его театральном деле. Николай Васильевич, ученик и соратник Константина Сергеевича по оперной студии и студии МХТ позже стал практически соперником своего учителя, когда его методика стала в каких-то ключевых вопросах противоречить системе Станиславского, что в дальнейшем стало причиной опалы и забвения фундаментальных трудов Демидова в советское время (даже после смерти Станиславского).

Некоторые отрывки из воспоминаний о Демидове актрисы Маргариты Ласкиной, которая вместе со своим мужем, актёром Олегом Окулевичем, долгие годы тесно общалась с Николаем Васильевичем:

"Станиславский не занимался педагогикой, он ставил спектакли как режиссёр. Он разделил весь творческий процесс на элементы. И целое считал попросту суммой этих элементов. Демидов же пытался идти путём не анализа, а синтеза. Основная мысль его была в том, что актёр должен вновь обрести себя как творец, а не марионетка в руках режиссёра. В каждом человеке, он считал, есть творческое начало. И развивать его нужно, не переходя от каких-то аналитических операций к бессознательному, но сразу воздействуя на это бессознательное.

Николай Васильевич предложил Станиславскому новый путь — и тот испугался: «Как же так? Я разложил творчество на элементы, а оказывается, это не нужно?»

Одна из учениц Демидова , Е. Д. Морозова, собрала группу молодых людей, любителей театра, и два-три раза в неделю по вечерам занималась с ними в течение четырёх месяцев под наблюдением Демидова по его методу. Молодые люди к этому сроку оказались настолько подготовленными, что могли уже приступить к репетициям спектакля. Этого не наблюдалось в традиционных театральных школах. Работы были показаны Станиславскому . Ранее приняв «в штыки» предложенный Демидовым новый путь воспитания актеров, Станиславский был теперь поражён конкретными результатами занятий по новому методу. Он даже разрешил на афише возникающего Творческого студийного театра (на кооперативных началах) поставить своё имя в качестве учредителя.

О характере их совместной работы над книгой Станиславского «Работа актера над собой» мы уже знаем со слов самого Станиславского из предисловия к его книге: «Большую помощь оказал мне при проведении в жизнь "системы" и при создании этой книги режиссёр и преподаватель Оперного театра моего имени Н. В. Демидов. Он давал мне ценные указания, материалы, примеры; он высказывал мне свои суждения о книге и вскрывал допущенные мною ошибки. За эту помощь мне приятно теперь высказать ему свою искреннюю благодарность».

Очевидно, особенно тяжело Константину Сергеевичу пришлось, когда он вместе с Демидовым в качестве редактора и помощника подготавливал свою последнюю книгу «Работа актёра над собой». Николай Васильевич многое ему подсказывал, спорил с ним. И Станиславский понял, что вообще-то надо всё переписывать. Но он этого не сделал...

Станиславский, видимо, чувствовал справедливость утверждений Демидова (да и воочию убедился в этом), но «зачеркнуть» всё написанное и выйти на новый путь у него уже не было времени — книгу необходимо завершать, а «реконструкция» «системы» потребовала бы ещё годы и годы новых исканий (путь, уже пройденный Демидовым!).

Станиславский это чувствует, нервничает... жалуется в письме к брату: «...застрял на нескольких главах так, что ни вперед, ни назад». «Мне уже чудится, — говорит он, — что предстоит пе­ределывать и то, что написано. Могу сказать — вляпался в грязное дело: взялся за непосильное и вот теперь расплачиваюсь и как выкарабкаюсь — сам не знаю. Плохо сплю, ослаб, тужусь сделать непосильное».

В сентябре 1935 года происходит «роковое» объяснение между Станиславским и Демидовым , в результате которого, по выражению Станиславского (со слов Демидова в его письме к Вл. И. Немировичу-Данченко), их «творческие пути разошлись»... Какое-то время совместная работа еще продолжается, но когда книга сдана в печать — Демидов уже не числится её редактором... помещена только благодарность ему за помощь, цитированная выше. «Творческие пути разошлись» — и Демидов снова, как и в конце 20-х годов, оказывается в полосе «отчуждения». Конечно, этим пользуются те «верные последователи системы (Станиславского)», которые на этом строят своё благополучие, — и Демидов на долгие-долгие годы как бы вычёркивается ими из истории и практики театра."

Но, благодаря усердию и стараниям Маргариты Ласкиной в начале 21 века рукописные труды Николая Демидова, наконец, увидели свет, начали издаваться почти в полном объёме, и теперь все актёры, которые стремятся повысить уровень своего мастерства могут читать, изучать их, приобщаться к творческому наследию великого театрального режиссёра и педагога - "Искусству жить на сцене" - как озаглавлена одна из его книг.

Опубликован:14 Января 2014 05:24
Просмотры:9098 статистика
Комментарии:7
Популярность:45
Автор:

Комментарии
Комментарии
Приветствую Андрей и в продолжение вашего поста...

Отрывок из доклада Н.В. Демидова на Совещании Кабинета Национальных театров ВТО 14 августа 1944 г.

Тов. ТРОИЦКИЙ.

(...)

В чем конкретно выражалась ваша работа как режиссера? Кроме педагогической работы, которую вы вели с коллективом, имеется ли новая форма чисто режиссерской работы?

(...)

Тов. ДЕМИДОВ.

(...)

По вопросу о режиссерской работе. Здесь тоже все новое. Педагогическая и воспитательная работа, конечно, идет также и во время работы над ролью, но и сама работа над ролью существенно отличается от обычной.

По этапам все как будто бы остается по старому: знакомство с пьесой, вхождение в обстоятельства пьесы и роли, поиски образа, но на деле все иное.

Начать с того, что принято "оговаривать" образ, т.е. принято, чтобы как режиссер, так и актер очень много говорили об образе. И предполагается, что тот актер, который много и хорошо говорит о своем образе, хорошо его и сыграет.

У нас делается совсем не так: об образе не говорится по возможности ни одного слова. Тем более запрещается говорить о своей роли самому актеру. Если понаблюдать, то очень скоро будет ясно, что тот актер, который хорошо и красно говорит о своей роли - играть ее хорошо не может. Ничего парадоксального в этом нет. Ведь ни я, ни вы не можете рассказать о себе, кто вы, какой вы, что вы любите, чем живете, каковы ваши идеалы, - говорить о себе - самое трудное - именно себя-то мы и знаем меньше всего. Если же кто очень пространно и очень картинно любит говорить о себе, можно с уверенностью сказать, что он совсем не такой, каким себя расписывает. Роль это не пальто, не пиджак - сунул руки в рукава и готово - роль входит в меня постепенно, капля по капле... и я вхожу в нее, как в мало знакомое помещение в полутьме... - не знаю, что где - ориентируюсь, приглядываюсь, прислушиваюсь, прощупываю, знакомлюсь, сживаюсь. И постепенно, незаметно для себя, становлюсь действующим лицом с его особенностями, с его внутренней жизнью и бытом.

Много есть способов, помогающих этому. Расскажу хотя бы об одном. Первое появление Норы. Обращаюсь к актрисе с вопросом: "Что сейчас было? Откуда вы пришли?" Актриса отвечает: "Она (Нора) пришла с улицы, она делала закупки на праздник". - ""Она" меня не интересует, меня интересуете вы, ведь входите вы, а не какая-то "Она". Так откуда же вы пришли?" - "Ах, я?.. Так это значит я сейчас делала покупки?" - "А то ко же? Вы, Нора Гельмер. Ведь вы знаете, что вы замужем?" - "Да... уже 8 лет..." - "Кто ваш муж? Коммерсант? Доктор?" - Актриса испытывает новое небывалое ощущение, ей непривычно и не очень удобно, но в то же время и интересно: она как будто бы делается понемножку "не она", а какая-то другая женщина... вроде той, посторонней ей Норы... И так постепенно она осваивается с тем, что у нее дети, что на дала заемное письмо и проч., и проч.

Эта работа не только нужна в начале, она проходит через все репетиции. Она необходима и во время спектаклей, т.к. актер очень склонен терять самое важное: что это он - персонально он - живет в этих данных обстоятельствах. Пусть он совсем какой-то другой - мало похожий на себя, но именно он - ведь руки, ноги, сердце, мозги, - остались те же, его собственные.

К режиссуре же следует отнести и выверку актерской техники - эта работа не оставляется ни на одну минуту. Она многообразна и описывать ее нет возможности.

Возьму такой случайный пример: актриса играет как будто бы хорошо, но вы заметили, что партнер ее (допустим, Крогстадт) в одном месте улыбнулся на ее слова, а она не заметила этого. А по ходу дела, не заметить как будто бы не могла. По окончании пройденной сцены вы спрашиваете ее: "А как вам показалось, почему он смеялся над вами, когда вы говорили о болезни Торвальда?" - "Разве он смеялся? Я не видела?" - "Как, не видели? А вспомните - он еще слегка отвернулся от вас." - "Да... что-то помню..." - "Разве вам не важно, как он слушает вас? Понимает ли вас? Верит ли вам? Для кого вы говорите? На ветер? Для меня? Меня нет, есть только Крогстадт, да вы. От чего и от кого все зависит? От Крогстадта. Что же вы зеваете! Каждая ваша ошибка может провалить все ваше дело. Дело всей вашей жизни!"

И актриса уже больше не пропустит ни одного движения своего страшного партнера, она читает все его мысли. Ее - нет, есть только Крогстадт и что-то таинственное, страшное в тайниках души этого человека...

Так, выправляя, выверяя, ободряя, пугая, приводишь к верной технике, а этим самым, к правде и к перевоплощению.
Вот-вот, Михаил. И это ещё в 1944 году. А Марк Трэвис, к примеру, нынче у нас регулярно проводит платные семинары, уча наших режиссёров именно так работать с нашими актёрами - то есть репетировать не актёра, а образ, обращаться на репетиции к образу, а не к актёру. "Круговорот воды в природе..."
И, стоит заметить, что наставления Демидова нынче можно читать на родном русском - совершенно без перевода.
Известно, что Николай Васильевич так приблизительно и говорил при жизни: "То, над чем я работаю, что постигаю - у нас будет востребовано спустя десятилетия".
полезная информация
Ооооо привет! Давно не появлялся!!!!
Пламенный привет Алекс Ра и всей честнОй компании!
Сегодня встречалась с Олегом Бойко...помнишь такого? Так вот проект двигается в фазу финансирования... ты как ? С нами?
С вами. Пообщаемся по телефону...
. RSS комментарии блога

Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?

© ACMODASI, 2010- 2024

Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.